Вот уже второй день мы в Иерусалиме. Здесь хорошо, весна в зените, кругом цветочки желтые, похожие на наши лютики. Ходили на рынок, но там такая толпа и так шумно, что я еле жива. Но не из-за толпы и шума — в этом, как раз, много жизнеутверждающего, а еле жива я после прогулки по Лиссабону, промерзнув там до костей. Зато побывали в Португалии — такое мне и не снилось.
Апрель 16
Путешествие наше берёт начало во вторник прошлой недели. Не стану уделять внимания сборам, забытому самому главному, полету и приземлению в Лиссабоне, в котором нам предстояло провести восемь часов.
Мы прокрутились в лабиринте на выход и поехали гулять в город. Прогулка оказалась до того интересной, что мы не успевали от восторгов закрывать рот — горбатые улочки, на которых невозможно разойтись с трамваем, булыжные мостовые с нежной порослью апрельских сорняков, желтый, розовый и бархатисто-малиновый цвет крыш кроме обычной красной черепицы, которой покрыты все приморские постройки.
В главную примечательность Лиссабона — средневековый замок — не попали из-за слишком раннего часа, да и погода оставляла желать. Только вставшее солнце ушло в низкие тучи, задул холодный, пронизанный мелким дождем, морской ветер и под невыносимые крики павлинов, обитающих в обширном парке вокруг замка, мы спустились с горы и прокатились по городу в электрическом вагончике, позволив неожиданно заработать милому юноше экскурсоводу.
У этого вагончика по бокам свисала прозрачная пленка и я обрадовалась, что она защитит меня от ветра и дождя — куртка моя осталась в чемодане, как вдруг наш проводник бойко закручивает пленку на крышу и моя борьба за выживание продолжается до возвращения в аэропорт, где я сразу же выпиваю жбан парного молока ( чая по местному), выжав в него сок лимона, купленного во фруктовой лавке на узкой улочке Лиссабона.
В час ночи мы добрались до нашего жилья в Иерусалиме, в четверг днём встретили Мумрика (кто не знает — это Борис Демин, наш многолетний любимый друг), в пятницу ходили на рынок и вечером принимали близких друзей из местных, субботу провели в прекрасном летнем лесу с близкими друзьями, а выйдя из леса, в совершенно волшебной каменной пещере потягивали белое вино с сыром.
В воскресенье погуляли по Иудейской пустыне и купались в Мертвом море, в понедельник под крылом чудесной Nelly Voskoboinikобследовали с большим удовольствием Иерусалимский зоопарк, а вечером, сбегав на быструю ногу на рынок, принимали очередных дорогих гостей. Сегодня же, гуляя под стенами Старого города, мы увидели маки!
Апрель 19
В четверг мы позавтракали за круглым столиком соседнего кафе, забрали из морозилки иерусалимской квартиры киевский торт, который уже несколько дней томится в предчувствии конца, и поехали в город Яффо, где проведём вторую и последнюю нашу неделю. Вечером навестили сестёр и тёток Меха, о которых я слышала много. Живут 30 лет в Холоне в крошечной квартирке и всей минской коммуной родили и вырастили настоящую сабру, которая сейчас служит в армии и в свободное время с легкостью управляет невообразимым бытом своих старых воспитательниц.
Сегодня пятница, солнечно и прохладно. В 18.56 в Яффо наступит Песах! С чем и поздравляю всех своих близких!
Апрель 20
В нашем дворике двадцать две пальмы, и все они пострижены под польку.
Яффо, 21, понедельник
Ну и погодка здесь у нас! Уже несколько дней сильный ветер и это явление природы не из моих любимых. Стараюсь уворачиваться, но силы наши не равны. Сегодня ночью шёл дождь и в слегка открытую балконную дверь мое бессонное ухо терзал удивительно изобретательный вой ночного ветра. К утру мне удалось заснуть и тут же меня захватывает в плен до мелочей знакомый сон. В этих снах разнятся только пункты назначения, в остальном поразительное сходство переживаний, связанных с невозможностью до этих пунктов добраться. На этот раз я собираюсь куда-то лететь, билеты в кармане, вещи собраны, но зачем-то оказываюсь в Туле, куда добираюсь с провожатыми в битком набитом дребезжащем трамвае. Я уже знаю, что по каким-то неясным для меня причинам только так можно добраться до цели, что так удобно моим провожающим, но уже начинаю терять силы и от страха не успеть, и от нелепости затеи.
Спасает меня ужасающий грохот за окном. Неужели взрыв, думаю я, открывая глаза, но сразу же понимаю, что это всего лишь гром.
Театр ГЕШЕР
Возвратились из театра в совершеннейшем восторге. Каждый раз, бывая в Израиле, я хотела войти в этот театр, но удалось только на этот раз.
Я не специалист по театру, мне привычнее посещение концертов классической музыки, но спектакль «Раб» по мотивам повести Исаака Башевиса Зингера с Сашей (Исраэлем) Демидовым в главной роли поразительно хорош! Мой милый друг Миша Moshe Voskoboinik — вот кто умеет с предельной точностью выразить чувственный шквал, я же, не обладая таким даром, скажу только, что этот спектакль был вторым в моей жизни волшебством. А первым — в раннем детстве «Синяя птица» в старом художественном театре.
Апрель 24
На следующий день после театра, в воскресенье, мы пошли с утра на набережную Яффо, но дул такой адский ветер, что пришлось от него скрыться внутри Сицилии, где нам зажарили рыбу с головой. Оловянные глаза рыбы смотрели на нас с легким укором. Сицилия — ресторан с видом на море, где летом, обливаясь потом, народ кушает за уличными столиками.
Съели мы рыбу и поехали на пляж, там тоже завывал сильный ветер и было морское волнение, но моим спутникам даже в трезвом виде море по колено, и они полезли в воду, пока их на чисто русском не призвали к порядку. Остаток дня мы провели в Бат-Яме, где уже не раз бывали у сестры моего прошлого мужа. Выпили чаю и с балкона высокого этажа смотрели, как заходит в море солнце.
В понедельник мы посетили Мертвое море и честно в нем повалялись. Там было не просто тепло, но даже немного жарко. А после покатили в Иерусалим повидаться с любимыми друзьями и в который раз за наше, уже подходящее к концу, путешествие, я пожалела, что не взяла с собой тулуп и валенки.
Во вторник мы проехались на север, побывали в славном городке Зихрон Яков и заехали в Кейсарию, где прямо перед нашим носом закрыли на замок древние развалины. Но мы уже так нагулялись в Зихроне, что нам хватило удовольствия полюбоваться на местность, где бессильны даже самые современные замки.
В среду, сегодня, мы проводили в Москву нашего Мумрика и собираем вещички сами.
Первый тёплый день кончается, пойдём с Мехом выпить чаю в маленьком уютном кафе рядом с нашим жильем, и Израильский четверг мы увидим рано утром из самолетного окошка.